Проект «Городские причалы Санкт-Петербурга»

Санкт-Петербург, являясь устьевым городом-портом, обладает обширной сетью рек и каналов, по которым пролегли экскурсионно-прогулочные и транспортные маршруты.

Сезонность использования водных путей города обусловлена климатическими условиями региона, что в свою очередь значительно увеличивает финансовые издержки и риски при осуществлении пассажирских перевозок.

В Санкт-Петербурге ежегодно увеличивается количество перевезенных по воде пассажиров. Это говорит о востребованности данного вида транспорта. Однако, констатируя положительную динамику в развитии водного транспорта, нельзя не сказать о проблемах, препятствующих дальнейшему росту пассажирских водных перевозок.

Одной из основных является недостаточное развитие и использование инфраструктуры внутреннего водного транспорта.

В первую очередь речь идет о недоступности причального фронта в центре города. Наиболее успешными в коммерческом плане, безусловно, являются «точки» в историческом центре Северной столицы, где концентрируются основные достопримечательности и, соответственно, туристические потоки. От полутора до двух с половиной тысяч рублей стоит швартовка для лиц, не являющихся арендаторами (безусловно, это отражается на стоимости конечного потребительского продукта – экскурсионной поездки по рекам и каналам).

С целью демонополизации причального фронта в наиболее востребованных при организации пассажирских перевозок внутренним водным транспортом местах и повышения эффективности использования городского имущества Комитет по транспорту разработал проект «Городские причалы Санкт-Петербурга», который за год работы успел показать высокую эффективность и хорошие результаты.

Проект предполагает формирование перечня городских причалов общего пользования, используемых для посадки и высадки пассажиров, и перечня объектов инфраструктуры, предоставляемых перевозчикам на конкурсной основе для технического обслуживания, ремонта и отстоя судов в навигационный период.

«Городские причалы Санкт-Петербурга» способствуют созданию ситуации, при которой аренда спусков в центральной части города отдельными перевозчиками станет для них экономически не выгодной. Кроме того, благодаря организации централизованной диспетчеризации и автоматической фиксации (СМАУС) использования городских причалов повысился уровень контроля за безопасностью перевозок и посадки/высадки пассажиров.

Оператором проекта «Городские причалы Санкт-Петербурга» является подведомственное Комитета по транспорту Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Агентство внешнего транспорта».

Реализация проекта включает в себя работы по монтажу/демонтажу причалов, их техническому обслуживанию, уборке и тралению подходов для обеспечения безопасности перевозок.

На первом этапе в 2014 году были установлены четыре причала:

  • Арсенальная набережная, спуск напротив площади Ленина;
  • Адмиралтейская набережная (напротив Адмиралтейства), спуск №10;
  • Английская набережная, напротив Александровского сада, спуск №2;
  • Университетская набережная, Румянцевский спуск.

В навигацию 2015 года работали уже восемь причалов общего пользования. Добавились:

  • Приморский проспект, ниже 3-го Елагина моста;
  • Мытнинская набережная, ниже Кронверкского моста;
  • Дворцовая набережная, напротив Летнего сада;
  • Петровская набережная, на пересечение с ул.Мичуринской.

В навигацию 2016 года работали 15 причалов. Добавились:

  • Макарова наб. - Санкт- Петербург, причал №7- набережная Макарова д.3, литера Г5, сооружение 5. Причальные сооружения 30,4 + 29,7 метра (2 эстакады).
  • Мартынова наб. - Санкт-Петербург, набережная реки Крестовки и Средней Невки "Мало-Крестовский мост - 2-й Елагин мост", литера А, в 78 метрах от 2-го Елагина моста. 30 метров (4 понтона)
  • реки Мойки набережная, Юсуповский дворец - Санкт-Петербург, набережная реки Мойки "Почтамтский мост - Поцелуев мост", литера Б, спуск №17. 15 метров (1 понтона)
  • Свердловская набережная. - Санкт-Петербург, "Малоохтинский мост - Арсенальная улица", литера А, спуск №1. Напротив гостиницы "Охтинская". Спуск - 30 метров.
  • Синопская набережная - Санкт-Петербург, участок набережной реки Невы "мост Обуховской Обороны - Большеохтинский мост", литера Б. Спуск - 30 метров.
  • Южная дорога (по согласованию с капитаном Морского порта) - Санкт-Петербург, Южная дорога 12, сооружение 1 литера И. Причальное сооружение - 60 метров, высота 2 метра

В навигацию 2017 года будут работать 16 причалов. Добавился:

  • Петроградская набережная – Санкт-Петербург, участок набережной реки Большой Невки «Сампсониевский мост – Гренадерский мост», лит. Б, спуск № 3

К 2018 году планируется довести число до восемнадцати, в имеющийся список будут включены следующие адреса причалов:

  • реки Мойки набережная, между Певческим и Зеленым мостами;
  • Крестовский остров, напротив Зенит-Арены.

Судовладельцы осуществляют подходы к причалам только по предварительному согласованию с диспетчерской службой СПб ГКУ «Агентство внешнего транспорта» в соответствии с суточным графиком, составленным на основе предварительных заявок. Между оператором и судовладельцем (физ- или юрлицом) заключается типовой договор на оказание услуг по швартовке, оплата по которому поступает в бюджет Санкт-Петербурга. Одно причаливание и стоянка судна не более 15 минут стоит 320 руб при условии заключения договора на 1000 и более швартовок или 450 руб при условии заключения договора менее чем на 1000 швартовок.

Подать запрос на оказание услуги можно по средствам электронного сервиса, размещенного на сайте Оператора городских причалов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу www.prichal-spb.ru или по адресу электронную почты диспетчерской dispetcher@avt.spb.ru, а также по тел. 576-07-46 накануне планируемой даты причаливания.

Для повышения качества и удобства пользования было принято решение создать программно-аппаратный комплекс контроля использования и оплаты услуг причалов Санкт-Петербурга. В 2015 году СПб ГКУ «Агентство внешнего транспорта» самостоятельно разработало и реализовало программный модуль для возможности оплаты банковской картой или с помощью электронных кошельков услуги по подходу к городским причалам юридическими и физическими лицами. 

Также в личном кабинете судовладельцы, заключившие долгосрочные договоры, имеют возможность автоматически бронировать подходы к причалам и получать расширенную статистику причаливаний в течение всего срока действия договора. При участии судоходных компаний ООО «Корвет», ООО «Смольнинское пароходство» и ООО «Невская линия отдыха» программный модуль успешно прошел опытную эксплуатацию. С начала августа 2015 года система оплаты причаливаний через интернет, имеющая очевидные преимущества в использовании, доступна всем желающим.

Необходимо отметить, что за несвоевременное перечисление оплаты за причаливание СПб ГКУ «Агентство внешнего транспорта» имеет право взыскать с судовладельца, заключившего договор, неустойку в размере стоимости услуги за каждый день просрочки.

Развитие причальной инфраструктуры в соответствии с проектом уже сегодня позволяет судовладельцам продумывать и развивать новые маршруты, которые чуть больше года назад были для перевозчиков экономически нецелесообразными в силу монополии в сфере причального фронта в исторической части города.


Использует сервис
"Yandex SpeechKit Cloud"